Понятие энергосервисного контракта (ЭСК) в Российской Федерации было впервые введено в 2009 г. в Федеральном Законе № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Механизм действия энергосервисного контракта
1. Инвестор за собственный счет реализует на объекте Заказчика технические мероприятия, направленные на экономию энергоресурсов.
2. В течении срока действия энергосервисного контракта (обычно от трех до пяти лет) Инвестор получает выплаты в виде части величины сэкономленных энергоресурсов, таким образом Заказчик уже снижает объем средств, затрачиваемый на оплату энергоресурсов.
Величину экономии Заказчик сохраняет в своем распоряжении, в том числе может направлять на увеличение расходов по оплате труда.
До ЭСК | Во время действия ЭСК | После окончания действия ЭСК | ||
---|---|---|---|---|
Расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов до проведения мероприятий | Расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов после проведения мероприятий | Расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов после проведения мероприятий | ||
Выплаты Инвестору | Сэкономленные средства | |||
Сэкономленные средства |
3. По окончании срока действия энергосервисного Контракта все установленное оборудование переходит в собственность Заказчика.
Правовое регулирование энергосервисных контрактов
Требования о необходимости заключений энергосервисных контрактов для государственных нужд определяется следующими документами:
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 221-ФЗ) – приводимые дополнения вступают в силу с 16 января 2019 г.
Статья 24
1. Государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:
1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
2.1. При выполнении государственным (муниципальным) учреждением требований части 1 настоящей статьи и при условии привлечения таким учреждением внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в отношении такого учреждения главным распорядителем бюджетных средств планирование бюджетных ассигнований осуществляется без учета требований о снижении потребления энергетических ресурсов и воды в сопоставимых условиях в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов и воды за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в течение срока действия соглашений, договоров (контрактов) по реализации таких проектов и мероприятий.
3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда).
Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» в редакции от 30.03.2018 № 371 (утв. пост. Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-Р, в ред. от 30.03.2018 г.)
Основное мероприятие 1.14. Развитие институциональных механизмов стимулирования энергосбережения: объем заключенных энергосервисных контрактов – не менее 30 млрд. рублей
Требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды (утв. пост. Правительства РФ от 7 октября 2019 №. № 1289)
6. Целевой уровень снижения потребления ресурсов устанавливается главными распорядителями бюджетных средств … .
7. Достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций.
…
9. В отношении мероприятий утвержденных в установленном порядке программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов и не обеспеченных бюджетным финансированием, организации обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного договора (контракта), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственные организации могут реализовывать энергосервисный контракт в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который включает статью 108 «Особенности заключения энергосервисных контрактов».
Термины, используемые в энергосервисном контракте
Понятие | Содержание |
Законодательное регулирование |
---|---|---|
Энергосервисный контракт |
Форма договора оказания услуг, направленных на экономию энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение. Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки энергетических ресурсов. |
Федеральный закон № 261-ФЗ; |
Энергетический базис (цена контракта) |
Показатели потребления энергетических ресурсов за календарный год, предшествующий году заключения энергосервисного контракта. Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы |
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636, Федеральный закон № 44-ФЗ (ст. 108) |
Экономия энергетических ресурсов | Сокращение потребления энергетических ресурсов в сравнении с энергетическим базисов, являющееся следствием реализации энергоэффективных мероприятий | Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 |
Оценка полученной экономии | • на основании показаний приборов учета (в случае экономии тепловой энергии); • расчетно-измерительным способом (при расчете экономии электроэнергии при модернизации систем освещения и электроприводов) |
п. 7 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 № 636, Приказ Минэнерго от 06.02.2016 №67 |
Срок контракта и источник финансирования | Возможность заключения контракта на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Оплата осуществляется из подстатьи 223 бюджета «Оплата коммунальных услуг» | п. З статьи 72 Бюджетного кодекса РФ |
Ответственность Инвестора | Обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов | п. 15 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 |
Ответственность Заказчика | Предоставление актуальных сведений об объекте, в отношении которого осуществляются энергоэффективные мероприятия; надлежащее содержание и обслуживание объекта, обеспечение согласованных сторонами режимов использования энергетических ресурсов; предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров поставки энергетического ресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта. | п. 16 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 |
Право собственности на оборудование | Рекомендации для государственных и муниципальных Заказчиков, бюджетных учреждений по вопросу порядка перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное в рамках контракта | Письмо Минфина России от 26 июня 2015 г. № 20-06-03/1/37017 |
Использование государственными (муниципальными) учреждениями сэкономленных средств | Обеспечивает возможность сохранения в их распоряжении сэкономленных средств, а также направления указанной экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда |
Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.2010 № 02-03-06/5448; Федеральный Закон 261-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N 221-ФЗ, вступающими в силу с 16.01.2019 г. |
Порядок подготовки энергосервисных контрактов определен в следующих документах:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов» (https://base.garant.ru/70353464/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/).
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» с изм. (http://ivo.garant.ru/#/document/12178093/).
- Приказ Минэкономразвития от 11.05.2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).
- Рекомендуемая форма «Энергосервисный договор (контракт), направленный на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения зданий в бюджетных организациях» (размещены на официальном сайте Минэкономразвития Россииhttp://old.economy.gov.ru/minec/documents/2017130201).
- Письмо Минэкономразвития России от 6 июля 2017 года № 15627-НП/Д07 «Методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)» (http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgostarif/2017060703?presentationtemplate=m_activityFormMatherial&presentationtemplateid=aabc27004b74dbd4bfa4bf77bb90350d).
- Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса» (http://economy.gov.ru/minec/documents/2017130201#).
Практика реализации энергосервисных контрактов
В настоящее время ежегодно в Российской Федерации заключаются несколько сотен энергосервисных контрактов, причем основное их количество приходится на регионы.
Заключение
1. Механизм действия энергосервисных контрактов полностью определен имеющимися нормативно-правовыми актами и не содержит правовых вопросов, которые самостоятельно должен решать Заказчик. Функции Заказчика при заключении энергосервисных контрактов – определить технические требования к мероприятиям, направленным на экономию энергоресурсов, и расчетную величину экономии. Все финансовые риски энергосервисного контракта ложатся на Инвестора.
2. В настоящее время в Росийской Федерации уже имеется большая наработанная практика исполнения энергосервисных контрактов.
3. В следующем году будут введены требования к обязательному проведению государственными и муниципальными учреждениями энергосервисных мероприятий при наличии в них энерго-неэффективного оборудования.
4. Энергосервисные контракты уже на этапе их реализации позволяют получать экономию средств, которая может быть сохранена у Заказчика и направлена на увеличение расходов по оплате труда.