Нужна ли лицензия или аккредитация для проведения тепловизионного (термографического) обследования зданий, строений, сооружений?

Содержание

I. Основные технические требования для тепловизионного контроля
II. Требования о наличии аккредитации лаборатории  и аттестации специалистов по правилам Ростехнадзора
III. Входит ли тепловизионный контроль при приемке зданий в эксплуатацию в функции государственного контроля (надзора) и требует ли аккредитации специалистов
IV. Необходимость использования при проведении  тепловизионного контроля аттестованных методик
V. Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений в РФ и свидетельства о поверке средства измерения

Главные выводы

В настоящее время в системе нормативно-правовой документации для проведения тепловизионного контроля (термографирования) зданий, строений, сооружений  нет требований лицензирования деятельности, аттестации специалистов и аккредитации лабораторий.

Документом, регламентирующим проведение тепловизионного обследования является ГОСТ Р 54852-2011 «Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций». В стандарте нет никаких квалификационных требований для лиц и организаций, проводящих тепловизионную съемку, а в содержании отчет о термографическом осмотре и  обследовании, включенных в стандарт, нет сведений о квалификации лиц, выполняющих работы.

В СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» тепловизионное обследование в перечень методов диагностики не входит.

В ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»  в п. 4.1 указано:

Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Ростехнадзор (орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение государственного строительного надзора) отдельных требований для проведения тепловизионной съемки зданий, строений, сооружений не установил.

Так же в п. 5.7.2  ГОСТ 31937-2011 для тепловизионной съемки наружных стен для выявления мест с низкими теплозащитными показателями указано применение ГОСТ  26629-85 «Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций» (на настоящий момент не действует).

Таким образом единственным документом, регламентирующим тепловизионный контроль зданий, строений, сооружений, является ГОСТ Р 54852-2011 и наличие лицензий, аттестации и аккредитации в различных органах для этого вида деятельности не требуется.

Далее в тексте (разделы II — V) приведено обоснование неправомерности дополнительных требований, не включенных в ГОСТ 54852-2011.

I. Основные технические требования для тепловизионного контроля

Приведем основные требования для проведения тепловизионного контроля, содержащиеся в ГОСТ Р 54852-2011.

  1. Тепловизионному контролю подвергают наружные и/или внутренние поверхности ограждающих конструкций. Его подразделяют на три вида:

а) осмотр объекта;
б) обзорное термографирование обьекта;
в) детальное термографирование выделенных участков.

  1. Для контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций применяют тепловизоры с параметрами не ниже:

а) диапазон контролируемых температур: от –20°C  до +40 °C;
б) предел температурной чувствительности: 0,1°C;
в) угловые размеры поля обзора: в диапазоне от 0,08 до 0,65 рад (4,6…37,2°);
г) размер матрицы: высота не менее 160, ширина не менее 120 точек.

  1. Измерения проводят при перепаде температур между наружным и внутренним воздухом, превосходящем минимально допустимый перепад, который рассчитывается по формуле (1) ГОСТ Р 54852-2011. В табл. приведен перепад для разных условий, учитываемых в формуле.  Во многих случаях для выполнения условий оказывается достаточным перепад температуры не менее 10 °C — 15 °C, то есть при температуре внутри здания 20°С, темпераутра наружного воздуха может быть 5-10°С (выше нуля).
Проектное значение сопротивления теплопередаче обследуемой ограждающей конструкции R, м2К/Вт Минимально допустимый перепад температур между наружным и внутренним воздухом, °С
Относительное сопротивление теплопередаче подлежащего выявлению дефектного участка ограждающей конструкции, %
90% 80% 60%
Скорость ветра, м/с
1 3 6 1 3 6 1 3 6

Предел температурной чувствительности тепловизора, 0,1°С (для большей часть моделей с размером матрицы 160х120)

0,5 10 18 27 4 8 12 2 3 5
1* 20 36 9 16 24 3 6 9
1,5 30 13 24 36 5 9 14
2 40 18 32 7 12 18
2,5** 22 40 8 15 23
3 26 10 18 27
3,5 31 12 21 32
4 35 13 24 36

Предел температурной чувствительности тепловизора, 0,05°С (для большей часть моделей с размером матрицы 320х240)

0,5 5 9 14 2 4 6 1 2 2
1* 10 18 27 4 8 12 2 3 5
1,5 15 27 41 7 12 18 2 5 7
2 20 36 9 16 24 3 6 9
2,5** 25 11 20 30 4 8 11
3 30 13 24 36 5 9 14
3,5 35 15 28 42 6 11 16
4 40 18 32 48 7 12 18
* – неутепленные кирпичные и панельные здания
** – утепленные здания
  1. Тепловизионный контроль проводят при режиме теплопередачи через ограждающую конструкцию, близком к стационарному (при мало изменяющихся температурах воздуха и поверхности ограждающей конструкции).
  2. Тепловизионные измерения проводят при отсутствии атмосферных осадков, тумана, задымленности.
  3. Обследуемые поверхности не должны находиться в зоне прямого и отраженного солнечного облучения в течение 12 ч до проведения измерений. Оконные и дверные проемы в обследуемом объекте рекомендуется сохранять в фиксированном положении в течение 12 ч до начала и в процессе проведения измерений.

II. Требования о наличии аккредитации лаборатории  и аттестации специалистов по правилам Ростехнадзора

Часто для проведения тепловизионной сьемки зданий, строений, сооружений выдвигают требования о наличии Лаборатории    теплового    неразрушающего    контроля (далее ЛТНК) и аттестованных специалистов в области теплового неразрущающего контроля (далее ТНК).

Аккредитация ЛНТК производится согласно «ПБ-03-372-00 – Правила аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 2 июня 2000 г. № 29.

Аттестация специалистов в области ТНК производится согласно «ПБ 03-440-02 – Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2002 № 3.

В п. 1 правил ПБ-03-372-00  указано: – «Настоящие Правила устанавливают основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах».

В п. 1 этих правил ПБ 03-440-02  указано: – «Настоящие Правила устанавливают порядок аттестации персонала, выполняющего неразрушающий контроль (далее НК) технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах».

В прил. 1 ПБ-03-372-00 и ПБ 03-440-02 приводится «Примерный перечень технических устройств, зданий, сооружений и их элементов, для оценки соответствия которых требованиям промышленной безопасности целесообразно применение неразрушающего контроля». Жилые и общественные здания в данном перечне отсутствуют. Таким образом к ним требования приведенных правил акредитации и аттестации  применимы быть не могут.

Строительные объекты для теплового неразрушающего контроля отдельно выделены в ряде правил и перечней ОАО НТЦ “Промышленная безопасность”, которое является координатором независимых органов по аттестации (сертификации), но указанные изменения ПБ-03-372-00 и ПБ 03-440-02 не имеют регистрацию Министерства Юстиции Российской Федерации, то есть правовой статус изменений не закреплен юридически.

Таким образом сфера деятельности и аттестация ЛТНК, аттестации персонала  в области НТК относится к контролю промышленных опасных объектов, к которым здания, строения, сооружения любых видов не относятся. Поэтому требования о наличии акредитации ЛТНК и аттестации специалистов в области НТК для проведении тепловизионного контроля  является незаконным.

III. Входит ли тепловизионный контроль при приемке зданий в эксплуатацию в функции государственного контроля (надзора) и требуется ли для его проведения аккредитации специалистов?

Отчет о тепловизионной съемке входит в состав документов, предоставляемых Заказчиком (Застройщиком)  для приемки здания. Это определено, в частности, в п. 13 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»:

«Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: …  в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено». 

 Таким образом тепловизионная съемка осуществляется в составе строительного контроля, который согласно п. 2 ст. 53 Градостроительного кодекс РФ  «…проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком».

Согласно п. 5.1.1.2. «Положения о Федеральной службе по аккредитации» Росакредетация осуществляет проведение аккредитации  «граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю». Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. (п. 2 ст. 54 Градостроительного кодекс РФ). Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее – проверки). (п. 9 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»). Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (п. 13 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»). Исходя из этих положений закона аккредитация необходима для работ, проводимых по поручению государственного органа. Необходимость аккредитации для лиц, привлекаемых к работе застройщиком (Заказчиком) в законодательных и нормативных документах не указана.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»   (что указано в ст. 5 гл. 54 Градостроительного кодекс РФ). Согласно этому закону «Мероприятие по контролю – действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений…» (п. 2.5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ). Согласно п. 2.7 ст. 2 Закона N 294-ФЗ  «Эксперты, экспертные организации – граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю», то есть аккредитации граждан для их привлечения к проведению мероприятий по контролю Закон не предусматривает.

Также в п. 3.9 ст. 3 Закона N 294-ФЗ  указывается, что «Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются … 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю».

Исходя из вышеприведенных нормативно-правовых актов мероприятия, финансируемые не из средств бюджета, а оплачиваемые Заказчиком (Застройщиком), государственным контролем (надзором) не являются, и, следовательно, аккредитации не  требуют.

IV. Необходимость использования при проведении тепловизионного контроля  аттестованных методик

Согласно справочной информации, подготовленной специалистами системы «КонсультантПлюс» к нормативно-правовым актам относятся Федеральные законы и подзаконные акты, издаваемые на основе и во исполнение законов Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Иные документы нормативно-правовыми актами не являются.

Существует ряд методик, разработанными ведомствами и организациями, и методик, аттестованной в ФГУ «РОСТЕСТ-Москва». К ним можно отнести:

– ВЕМО 04.00.00.000 ДМ  «Диагностика и энергетические обследования наружных ограждающих конструкций строительных сооружений тепловизионным бесконтактным методом» (свидетельство №09/442-2001 об аттестации МВИ ФГУ Ростест-Москва Регистрационный код МВИ по Федеральнорму реестру ФР.1.32.2006.02657);

– ВЕМО 07.00.00.000 ДМ  «Методика проведения сбора и съема информации для определения теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций» (свидетельство №15/442-2002 об аттестации МВИ ФГУ Ростест-Москва. Регистрационный код МВИ по Федеральнорму реестру ФР.1.32.2006.02660);

– МДС 23-1.2007 «Методические рекомендации по комплексному теплотехническому обследованию наружных ограждающих конструкций с применением тепловизионной техники» (утверждены приказом ФГУП «НИЦ «Строительство» от 26 июня 2007 г. № 110),

и ряд  других.

Необходимость использования аттестованных методик определяется Федеральным законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Строительная деятельность, строительный контроль, энергетические обследования, обследованию зданий, строений, сооружений в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, для которой устанавливаются обязательные требования (п. 3 и п. 4 закона 102-ФЗ), не входит, только если они не выполняются по поручениям суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти и не входят в область государственного контроля (надзора). Таким образом наличие  у лица или организации, проводящей тепловизионный контроль, утвержденных или аттестованных методик не может выдвигаться в качестве обязательного  требования.

Методики, утвержденные различными ведомствами, не относящимися к федеральным,  и иными  организациями,  используются для работы внутри этих организаций и нормативно-правовыми актами не являются.

V. Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений в РФ и свидетельства о поверке средства измерения

Необходимость сертификации и поверки средств измерений определяется Федеральным законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» . Как уже указано в разделе IV, деятельность по энергетическому обследованию и тепловизионному контролю в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений не входит. Таким образом при проведении энергетических обследований и тепловизионного контроля наличие поверенных и сертифицированных приборов не является обязательным с нормативной точки зрения.

Необходимо отметить, что поверка средств измерения является необходимой с точки зрения обеспечения требуемого технического уровня работ и свидетельствует о квалификации организации, проводящей энергоаудит или тепловизионный контроль. Но выдвижение этого требования в качестве обязательного является незаконным.