Перейти к содержимому

Российский «энергопереход» – это не «безуглеродность», а энергосбережение

  • автор:

«Мир меняется, стремительно и лавиноообразно. Энергосбережение, энергоаудит, энергосервис и энергоменеджмент, НДТ, модернизация теплоснабжения… что дальше.. ? Минэнерго, завалившее все это — теперь учит нас «безуглеродности» — на голубом глазу рассуждая про «углеродную нейтральность «нашей страны в 2050-2060.. Грустно.. — но мы и не думаем грустить.. — мы движемся вперед кусочек за кусочком понимая то что происходит вокруг нас в этих сложных сферах в период стремительных перемен..» – так говорит заведующий научно-исследовательской лабораторией методологических проблем энергосбережения НИУ «МЭИ» и профессор кафедры ЭТ БГТУ им. В.Г. Шухова Е.Г. Гашо.

Да, климатические изменения серьезные. В Белгороде за 15 лет среднегодовая температура повысилась на 0,8°С, и холодных дней все меньше и меньше.
Российский "энергопереход" – это не "безуглеродность", а энергосбережение
Причина этого достоверно еще не установлена, это может быть как негативное воздействие человека, так и не зависящее от него циклическое изменение климата. Например, в Москве потепление идет уже 150 лет:

Российский "энергопереход" – это не "безуглеродность", а энергосбережение
Источник: ФГБУ “Центральное УГМС”

Но политикам это не мешает использовать климатическую повестку в своих целях. В Европе объявлена амбициозная цель – энергопереход, которая существенно меняет энергобаланс стран и, как уже показывает практика, негативно влияет на экономику. Безуглеродная энергетика при этом понимается как энергетика, основанная на солнечных и ветроисточниках. Энергия ВИЭ нестабильна и непредсказуема, что требует содержания резервных мощностей на природном топливе и наличия его запасов или наличие накопителей энергии, что, впрочем в случае Великобритании не помогло бы, так как там период ветрового штиля продолжается уже более полутора месяца, и приближаются традиционно безветренные декабрь и январь) а в Австралии знаменитая «батарейка» Илона Маска систематически не способна регулировать нагрузку, Мониторинг СО ЕЭС, с. 9, и австралийский регулятор подал на компанию, её эксплуатирующую, в суд. Поэтому декларируемая дешевизна ВИЭ практически не подтверждается и увеличение доли ВИЭ приводит к значительному росту стоимости энергии и снижению надежности энергоснабжения.

Европейскую политику «энергоперехода» с введением углеродных квот не поддерживают крупнейшие экономики – США и Китая. Но наше правительство возбудилось зеленой повесткой чуть ли не сильней, чем евробюрократы, и теперь активно продвигает планы по декарбонизации экономики. Из этого традиционно ничего не получится, как хорошо видно по предыдущим инновационным инициативам (А. Словцов сделал интересный обзор результатов экологических решений, принимаемых правительством), но свое воздействие на экономику страны это несомненно окажет (обзор  финансового аналитика И. Данилова).

Между тем энергетика России – одна из самых низкоуглеродных, так как например 40% электроэнергии получается на гидро- и атомных станциях. Резервы «озеленения» в ней большие, но в основном они связаны с энергосбережением, а не с трансформацией существующей энергосистемы (Е.Г. Гашо).

Перечисленные вопросы поднимались в рамках Российской энергетической недели – 2021, где состоялся круглый стол «Энергетический переход в жилищно-коммунальной сфере и господдержка программ обновления коммунальной инфраструктуры». Участие в обсуждении принял Е.Г. Гашо: «энергопереход так быстро ворвался в слэнг, что энергетики отропели», «четверть населения Москвы живет в безуглеродном городе», «энергосбережение возможно только комплексно: источник-сети-потребитель». Посмотреть трансляцию дискуссии можно по ссылке  на сайте Росконгресса, Выступление Е.Г. Гашо начинается с 26 минуты.

Российский "энергопереход" – это не "безуглеродность", а энергосбережение

(с) П. Трубаев, 2020