Нормативная база энергосервисных контрактов

Понятие энергосервисного контракта (ЭСК) в Российской Федерации было впервые введено в 2009 г. в Федеральном Законе № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Механизм действия энергосервисного контракта

1. Инвестор за собственный счет реализует на объекте Заказчика технические мероприятия, направленные на экономию энергоресурсов.

2. В течении срока действия энергосервисного контракта (обычно от трех до пяти лет) Инвестор получает выплаты в виде части величины сэкономленных энергоресурсов, таким образом Заказчик уже снижает объем средств, затрачиваемый на оплату энергоресурсов.

Величину экономии Заказчик сохраняет в своем распоряжении, в том числе может направлять на увеличение расходов по оплате труда. 

До ЭСК   Во время действия ЭСК   После окончания действия ЭСК
Расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов до проведения мероприятий   Расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов после проведения мероприятий   Расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов после проведения мероприятий
  Выплаты Инвестору   Сэкономленные средства
  Сэкономленные средства  

3. По окончании срока действия энергосервисного Контракта все установленное оборудование переходит в собственность Заказчика.

Правовое регулирование энергосервисных контрактов

Требования о необходимости заключений энергосервисных контрактов для государственных нужд определяется следующими документами:

 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 221-ФЗ) – приводимые дополнения вступают в силу с 16 января 2019 г.

Статья 24

1. Государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:

1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

2.1. При выполнении государственным (муниципальным) учреждением требований части 1 настоящей статьи и при условии привлечения таким учреждением внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в отношении такого учреждения главным распорядителем бюджетных средств планирование бюджетных ассигнований осуществляется без учета требований о снижении потребления энергетических ресурсов и воды в сопоставимых условиях в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов и воды за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в течение срока действия соглашений, договоров (контрактов) по реализации таких проектов и мероприятий.

3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» в редакции от 30.03.2018 № 371 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-Р, в ред. от 30.03.2018 г.)

Основное мероприятие 1.14. Развитие институциональных механизмов стимулирования энергосбережения: объем заключенных энергосервисных контрактов – не менее 30 млрд. рублей

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-Р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации»

П. 23. Введение требований к обязательному проведению государственными и муниципальными учреждениями энергосервисных мероприятий в случае превышения установленных нормативов потребления энергетических ресурсов – I квартал 2019 г.

Государственные организации  могут реализовывать энергосервисный контракт в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который включает статью 108 «Особенности заключения энергосервисных контрактов».

Понятие
Содержание
Законодательное
регулирование
Энергосервисный
контракт
Форма договора оказания услуг, направленных на экономию энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.
Федеральный закон № 261-ФЗ;
Федеральный закон № 44-ФЗ (ст. 108)
 
Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки энергетических ресурсов.
 
 
Энергетический базис (цена контракта)
Показатели потребления энергетических ресурсов за календарный год, предшествующий году заключения энергосервисного контракта.
Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636,
Федеральный закон № 44-ФЗ (ст. 108)
Экономия энергетических ресурсов
Сокращение потребления энергетических ресурсов в сравнении с энергетическим базисов, являющееся следствием реализации энергоэффективных мероприятий
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636
Оценка полученной экономии
• на основании показаний приборов учета (в случае экономии тепловой энергии);
• расчетно-измерительным способом (при расчете экономии электроэнергии при модернизации систем освещения и электроприводов)
п. 7 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 № 636,
Приказ Минэнерго от 06.02.2016 №67
Срок контракта и источник финансирования
Возможность заключения контракта на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Оплата осуществляется из подстатьи 223 бюджета «Оплата коммунальных услуг»
п. З статьи 72 Бюджетного кодекса РФ
Ответственность Инвестора
Обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов
п. 15 Постановления
Правительства РФ от 18.08.2010 № 636
Ответственность Заказчика
Предоставление актуальных сведений об объекте, в отношении которого осуществляются энергоэффективные мероприятия; надлежащее содержание и обслуживание объекта, обеспечение согласованных сторонами режимов использования энергетических ресурсов; предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров поставки энергетического ресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.
п. 16 Постановления
Правительства РФ от 18.08.2010 № 636
Право собственности на оборудование
Рекомендации для государственных и муниципальных Заказчиков, бюджетных учреждений по вопросу порядка перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное в рамках контракта
Письмо Минфина России от 26 июня 2015 г. № 20-06-03/1/37017
Использование государственными (муниципальными) учреждениями сэкономленных средств
Обеспечивает возможность сохранения в их распоряжении сэкономленных средств, а также направления указанной экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда
Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.2010 № 02-03-06/5448,

Федеральный Закон 261-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом  N 221-ФЗ, вступающими в силу с 16.01.2019 г.

Порядок подготовки энергосервисных контрактов определен в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов» (https://base.garant.ru/70353464/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/).
  2. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» с изм. (http://ivo.garant.ru/#/document/12178093/).
  3. Приказ Минэкономразвития от 11.05.2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).
  4. Рекомендуемая форма «Энергосервисный договор (контракт), направленный на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения зданий в бюджетных организациях» (размещены на официальном сайте Минэкономразвития Россииhttp://old.economy.gov.ru/minec/documents/2017130201).
  5. Письмо Минэкономразвития России от 6 июля 2017 года № 15627-НП/Д07 «Методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)» (http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgostarif/2017060703?presentationtemplate=m_activityFormMatherial&presentationtemplateid=aabc27004b74dbd4bfa4bf77bb90350d).
  6. Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса» (http://economy.gov.ru/minec/documents/2017130201#).

Практика реализации энергосервисных контрактов

В настоящее время ежегодно в Российской Федерации заключаются несколько сотен энергосервисных контрактов, причем основное их количество приходится на регионы.

Нормативная база энергосервисных контрактов

Заключение

1.  Механизм действия энергосервисных контрактов полностью определен имеющимися нормативно-правовыми актами и не содержит правовых вопросов, которые самостоятельно должен решать Заказчик. Функции Заказчика при заключении энергосервисных контрактов – определить технические требования к мероприятиям, направленным на экономию энергоресурсов, и расчетную величину экономии. Все финансовые риски энергосервисного контракта ложатся на Инвестора.

2. В настоящее время в Росийской Федерации уже имеется большая наработанная практика исполнения энергосервисных контрактов.

3. В следующем году будут введены требования к обязательному проведению государственными и муниципальными учреждениями энергосервисных мероприятий при наличии в них энерго-неэффективного оборудования.

4. Энергосервисные контракты уже на этапе их реализации позволяют получать экономию средств, которая может быть сохранена у Заказчика и направлена на увеличение расходов по оплате труда.